Украина: Пальмирский сахарный завод законсервируют
30 июл 2013, 15:32
2692
На прошлой неделе работникам Пальмирского сахарного завода объявили, что предприятие законсервируют и в этом сезоне сахар выпускать не будут, пишет украинская "Газета". Со складов распродают запасы. Должны продать 18 тыс. т сахара. С весны на полях соседних хозяйств не сеяли свеклу. До закрытия на заводе работали 680 людей, для консервирования оставили 100, остальных сократили.
В поселке Пальмира Золотоношского района живет около 1500 человек. Практически в каждой семье кто-то работал или работает на сахарном заводе.
— 45 год проработал на заводе электриком, слесарем, сейчас дворником работаю, — говорит 67-летний Владимир Ковба. Едет на старом велосипеде по улице, в руках держит косу, обкашивал траву под забором сахарного завода "Пальмирасахар". — У меня сын выехал в Россию на сахарний завод — реконструкцию делают полностью. А у нас такие хозяева, что все закрывают. Россияне приезжали, хотели завод купить, но они земли не продают, так кто же тот завод возьмет без земли. Постоит да и развалится. Его же не мыли — последний год, как отработал, похлюпали водой, а вся грязь осталась — оно вот начнет распадаться. Под видом ремонта вырежут потихоньку — насос, двигатель, да и все.
В поселке ухоженные улицы. У каждого дома — клумба с цветами, кое-где стоят декоративные ограждения из лозы. Везде растут фруктовые деревья. В центре — прицеп, на который выбрасывают мусор, рядом два деревянных бака для стекла и пластика.
42-летняя Валентина Магазинова хозяйничает на огороде. Работает учительницей в местной школе. В ней учатся 136 детей.
— Все здесь привязаны к одной трубе. Вот мужа уволили с завода — пошел на биржу, — говорит. — Говорят, что и школу закрывать будут. Потому что в Вознесенске тоже есть — там 140 детей учится. Останется какая-то одна.
— Еще не было такого, чтобы квартиры стояли пустые. А теперь — свободно. Двухкомнатная раньше стоила 8-9 тысяч долларов, а теперь и за 5 не купят. Нам говорили раньше — вы как в городе живете: и горячая вода, и холодная, и канализация. Говорят, что завод законсервировали на год-два, но вряд ли его снова запустят, — приобщается к разговору 65-летняя Нина Ивановна — мать Валентины Магазиновой. — Уже приезжали из торгового дома и фотографировали оборудование — диффузии, центрифуги. Если продадут хоть одну станцию — понятно, что пустили на разрез. А как порежут завод — то это уже будет хутор, а не поселок.
По тропинке идет Екатерина Яременко, на плечах несет рядно с сорняком.
— Роботу можно найти и в Золотоноше, и в Черкассах, а жить где? Дочь месяц стояла на учете в центре занятости, оттуда направили на консервний завод в Золотоношу, — рассказывает. — Приезжает, бывает, за "двадцатку", а, бывает, и 40 рублей, когда на автобус не успевает. Так какой это заработок? Таких девушек много здесь, кое-кто ездит в Черкассы на заморозку или на "Бисквитку": их там закроют в цехе — и стоят на ногах по 12 часов. С заводом — это все планово сделали: сначала убрали профсоюз. Потом коллективный договор убрали, а там же были все социальные условия: 50 процентов скидки на квартплату для ветеранов труда, как умрет человек — выделяли машину, на пенсию идешь — одноразовую помощь получаешь.
Месяц назад в поселке реорганизовали больницу в амбулаторию. Теперь здесь работает только дневной стационар, который обслуживает 13 окрестных сел.
— Ходят здесь местные, прокапались и ушли, а из соседних сел люди ездить не будут, — говорит фельдшер Владимир Скрипник, 44 года. На обед режет колбасу и помидоры. На столе — пакет печенья. В комнате стоит аромат кофе. — Больницу закрыли, потому что завод стал. Кто же ее теперь будет содержать?
Напротив больницы живет 59-летняя Наталия Бондарь:
— В Золотоноше стариков не принимают, они там никому не нужны. А в нашей больнице люди с инсультом лежали, микроинфарктом. Медсестры капельницы ставили и ни с кого денегне брали, а в Золотоноше нужно 10 гривен за укол заплатить, а за капельницу — может и полсотни, — говорит. — Сахар раньше просто лежал на складах, а теперь его куда-то вывозят. Грузчики работают без выходных. А мешок еще попробуй себе выписать — не дадут. Многие наши специалисты едут работать в Россию на сахарные заводы.
На Черкасчине шесть действующих сахарных заводов. В этом году будут работать два, остальные законсервируют.